Синдром навязчивой мелодии

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Это не музыка, это триппер — быстро цепляется и трудно отделаться.

»
— Гия Канчели о своей «Чито-гврито»[1]
«

Мой «ушной червь» начался с песни Джорджа Харриса, которую вы играли вчера. Я проснулся в половине пятого утра с этой песней в голове. Пожалуйста, никогда не играйте ее больше!

»
— Отзыв участника опроса радиостанции BBC 6 Music по исследованию синдрома
Злой и коварный ушной червь.

Синдром навязчивой мелодии (Earworm, sticky jingles, когнитивная чесотка, мозговой зуд, непроизвольные музыкальные образы) — оккупация мозга какой-нибудь ритмичной песенкой. Может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, сопровождаясь мучительными попытками выбросить проклятый набор нот из головы. 99% людей сталкиваются с этим феноменом по два-три раза в неделю.

Содержание

… только песня остаётся с человеком

«

Дядя Валя и дядя Леша, сидевшие рядом, вдруг неожиданно переглянулись и тихо запели: «Динь-динь-динь, динь-динь-динь, колокольчик звенит…» Мама заорала «не смейте, изверги!» и убежала из комнаты. Через минуту вернулась и с мстительной ухмылкой затянула: «Белые кораблики, белые кораблики…» Тут уже орали оба дяди, тетя Зина и бабушка. Убегать они не хотели, так что убежала опять мама, зловеще смеясь. Причину смеха я понял, когда минут через пять дядя Валя машинально затянул «белые кора-аблики» и получил салфеткой по голове от бабушки. Потом то же случилось с дядей Лешей. И со мной. Очень приставучая мелодия! Значит, боевые ментальные заклинания существуют и в жизни.

»
— Михаил Дулепа, «Хранитель порталов»
Ещё один заразился…

С того самого момента, как первобытный человек научился издавать осмысленные звуки и получил первое представление о ритме, музыка и песня стали его неразлучными друзьями. И в беде, и в радости, и в тепле, и в холоде человек всегда что-нибудь да мурлыкал себе под нос или, на худой конец, проигрывал у себя в голове. И уже тогда было подмечено, что довольно часто человек, сам того не замечая, может напевать одну и ту же мелодию час, день, месяц, а то и всю жизнь. Это обстоятельство наших предков особо не волновало, так как время тогда текло медленно, жизнь была скучной и обыденной, а тут хоть какое-то развлечение.

Постепенно человечество активизировалось, стало жутко занятым, у всех появились разнообразные обязанности, и понемногу занимательное свойство нашего мозга начало мешать. Это в расслабленном, ничегонеделающем состоянии прокручивать одну и ту же песенку весело и задорно, а вот когда нужно срочно сдавать квартальный отчёт, готовиться к экзамену или писать очередную статью на лурке, становится как-то не до песен. Но вот беда — раз включённая песня не выключается! То есть вообще никак. И хоть башку об монитор разбей, хоть подавись клавиатурой — ничто не поможет. О том, чтобы сконцентрироваться на работе в таком состоянии, речи, конечно же, не идёт. Но даже после того, как бросил все свои дела и пошёл отдыхать, надоедливая мелодия ещё долго будет крутиться-вертеться в голове, повреждая различные нервные узлы и узелочки. Не случайно в тюрьме Гуантанамо проигрывание одних и тех же мелодий использовалось как орудие пыток. Так, один из истязаемых, Рухал Ахмед, вспоминал, что для него было страшным испытанием слушать песню Бритни Спирс «Baby One More Time».

Ушной червь может вредить даже тогда, когда его носитель пока ещё получает от него удовольствие — на этот раз уже окружающим. Слушать, как ваш совершенно безголосый, со зверски растоптанным медведями ухом, сосед полчаса бормочет какой-нибудь модный припевчик, нещадно перевирая текст и мелодию, вредно как для слушателя, так и для исполнителя, особенно если слушатели вооружены. К тому же, песня может быть заразна…

С наступлением того долгожданного времени, когда из каждого дерева начало что-то звучать и трещать, опасность подцепить какую-нибудь ушного червя многократно увеличилась. Тем паче что многие недобросовестные делатели так называемой музыки стараются сделать свой шедевр понавязчивее и прокрутить свою «Чумачечую весну» на возможно большем количестве радиостанций. Точно так же поступают и рекламодатели — результатом могут стать колыбельные в стиле: «Кокос и масло жожоба — и кожа вновь обновлена». Запомните — чем больше песенка мелодична, ритмична и одновременно проста, тем больше шансов, что вам от неё не отделаться. Конечно, мелодии Вагнера, Баха и Бетховена тоже могут насиловать мозг, но случается это, увы, гораздо реже.

Скажи, откуда ты взялась?

Источник головных болей.

Вопросом ЗА ЧТО? «Отчего это возникает?» учёные занялись совсем недавно и пока далеко не продвинулись. Предположения хоть и возникают, но не очень убедительные. Так, профессор МакГилл считает, что связано это с историей эволюции человека. Тысячелетиями, даже после появления письменности, люди запоминали нужные им сведения, перекладывая их на музыку. Яркий пример — творения Гомера и ему подобных бродячих музыкантов. Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается гораздо лучше, чем отдельные слова, вот и рефлекс, мол, такой занятный образовался. Не доказано, но довольно интересно.

Зато механизмы возникновения синдрома изучены хорошо. Во-первых, что само по себе очевидно, привязка может возникнуть от недавнего или неоднократного прослушивания одной мелодии. Именно поэтому, выходя из кинотеатра, люди повально напевают саундтрек фильма. Во-вторых, во время какого-нибудь стрессового события — в моменты радости, грусти, острой скуки, монотонных действий — или воспоминаний (например, повторный проезд дороги). Вспомнив событие через время или испытав схожие ощущения, человек воскрешает в голове подзабытую мелодию, и та служит фоном для переживаний. Третья причина чисто фрейдистская — ассоциация. Яркий пример: у человека заиграла песня «P.Y.T.» Майкла Джексона после того, как он увидел автомобильный номер, заканчивающийся на три буквы EYC. И наконец, четвёртое — тупо невнимательность. Пребывая в состоянии мечтательности или полудрёмы, индивид может ненамеренно синтезировать в мозгу определённые музыкальные образы.

Доктор, что же делать?

  • Самый простой и эффективный способ — это заслушать ненавистную песню. Не более 4-х часов — и любая, даже до безумия любимая, композиция вылетает из головы вместе с желанием её послушать на ближайшие несколько лет. Единственный минус — можно избавиться и от действительно хороших песен. Кроме всего прочего, метод отлично подходит для излечивания от других подобных болезней. Например, от излишней любви к Серёженьке Лазареву или, не дай б-г, Джастинчику Биберу. Гарантировано — три дня бесконечного просмотра концертов «звезды» приведёт к стойкому рвотному рефлексу даже при упоминании имени оной.
  • Более оперативный и весьма действенный метод — мысленно прокрутить песню задом наперёд или хотя бы произнести её слова в обратном порядке. Мозг начинает заниматься делом, и песня исчезает сама собой. Внимание! Не рекомендуется применять в случае, если песня — «Отче наш».
  • Ещё более действенный метод — поставить песню вместо будильника. Заразность и желание слушать отбиваются меньше чем за неделю.
  • Другой способ — «поставить другую пластинку», поменять шило на мыло. Или сильно сосредоточиться на чём-то, требующем немалого внимания. Для этой благой цели создан даже специальный сайт.
  • Самый жестокий вариант — передать заразу другому. Давно известно, что вид того, как другой человек мучается, оздоравливает тело, веселит душу и улучшает пищеварение. По крайней мере, Марку Твену это помогло.
  • Музыкальный психолог Айра Хайман и учёные из Западного вашингтонского университета провели исследования, которые показали, что нетривиальные задачи делают мозг менее восприимчивым к навязчивым мелодиям, однако они не должны быть слишком трудными. Лучший результат по итогам исследования показали анаграммы (причем лучше других работают анаграммы слов из пяти букв) и чтение.
  • Довольно редкий и суровый метод — мысленным усилием очистить содержимое головы. Навыки ментального контроля, прокачанные спортом, зарядкой, медитациями, порою помогают.
  • Ну и наконец, просто расслабиться и постараться получить удовольствие.

Как хорошо! Споём, товарищ!

Собственно, за исключением помятых нервов и расстроенного внимания, синдром зачастую бывает очень даже полезен, ибо неумолимая биомашина естественного отбора не обходит стороной и его: инфа сохраняется дольше, если ассоциируется с легко узнаваемой мелодией, ведь словесная и музыкальная память идут рука об руку. Не случайно для многих людей первая школьная песня — это алфавит.

Мировой справедливости ради, многие люди, склонные к этому синдрому и сильно от него страдавшие, часто становятся известными музыкантами или певцами. Первые, стараясь заглушить чужую мелодию, создают свою, вторые от песен в ду́ше переходят к выступлениям на стадионах.

Кроме того, многие исследования показывают, что музыка помогает восстановить память после инсульта или сохранить её при наступлении старческого слабоумия. Ведь ритм, застрявший в голове, служит как тренажёр для бегуна. Левая половина мозга работает, чтобы вспомнить песню и, соответственно, становится лучше для словесного обучения вообще. Так что попса не только убивает, но и лечит.

Особенно полезен этот синдром, если анонимусу вздумалось выучить английский язык. К примеру, если ты фанатеешь от музыки пары-тройки американских исполнителей, то, заучивая наизусть эти поп-шедевры, ты рискуешь между делом выучить несколько полезных иностранных слов. Позже, узнав дословный перевод текста, можно повторять иностранные слова, лишний раз прослушав любимого исполнителя.

И наконец, если вступить в гармонию с самим собой и окружающим миром, то можно превратить самые мерзкие и навязчивые мелодии в саундтрек к своей жизни, слушать их и радоваться. Метаморфоза минуса в плюс зависит только от тебя, читатель.

Маэстро, вам слово

И в завершение предлагаем читателю классический рассказ Марка Твена, описывающий сей синдром.


Злоупотребление

Естественно, эффектом можно пользоваться для доведения случайных жертв до умоисступления. Для этого достаточно создать тупой, лишённый художественной ценности, но весьма привязчивый высер и заразить им ограниченное количество жертв. Жалуясь на то, «какая дрянь сегодня с утра прилипла», они сами разнесут заразу. Примеров — выше крыши.

Увези меня в даль светлую

Примечания

  1. Цит. с сокр. по: Геогрий Данелия. Безбилетный Пассажир.