Матрица

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с There is no spoon)
Перейти к: навигация, поиск
Eri x Yakumo.jpgВ эту статью нужно добавить как можно больше матриц.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Spoiler alert.jpgУбийца — дворецкий!
Внимание! Далее следует ударное количество спойлеров, а то и полный пересказ сюжета этого фильма размером с простыню. Если вы принадлежите к категории слоупоков, не любящих узнавать о чем-либо заранее, советуем немедленно прекратить чтение и пройти мимо. Кстати, Нео погибает.
«

Электрический звук услаждает мой слух, электрический слог поднимает мой дух, Электрический сон пародирует мир, электрический гость продолжает свой пир

»
— «Мираж»
Бравый Нео в подряснике

«Матрица» (англ. The Matrix) — фантастическая кинотрилогия тогда еще братьев Вачовски (польск. рас.: Wachowski, Ваховский). Сага повествует о том, что на самом деле мир, в котором живут люди в конце 20 века — не более, чем компьютерная программа, которую создали машины, чтобы незаметно использовать людей в качестве батареек для своих биореакторов.

Знаменита своими slo-mo, «зелёными букафками[1] на чёрном фоне», несуществующей ложкой и прочей меметичностью. Хотя все три части оказались коммерчески успешными, большинство фанатов считает, что наиболее винзипным является именно первый фильм, вышедший в 1999-ом, а остальные — унылое говно с красивыми спецэффектами.

Содержание

Герои

b
Nostalgia Critic не любит «Матрицу»

Нео, он же Том Андерсон, — главге-й, помощник команданте Морфеуса. До своего чудесного пробуждения жил одновременно в двух местах: Матрице, где работал скромным программистом и подрабатывал хЭккерством, и, собственно, на Елисейских полях роботов, где его периодически подкалывали живительным эвтаназепамом. После пробуждения занимается тем, что периодически получает пиздюлей от компании «Смит и Ко» и раздает их всем прочим. Ровно до того момента, как уже наконец станет героем в расово правильном смысле этого мема, да вместе с собой схлопнет и всю «Ко. и Смит». Кстати, в одной из серий Южного Парка Киану Ривз, игравший не раз спасителей и мессий, назван секретным оружием Б-га.

Морфеус[2] — главный идеолог тусовки и жрец самодельной религии «ожидания Нового» (невнятный русский перевод: «Избранного»), чем отдалённо напоминает иудея-ортодокса. Носит зеркальные и не очень пенсне, любит всех учить, умеет свирепо сопеть. Характер нордический, состоит в неофициальном разводе с неофициальной женой из-за неофициального конкурента, является официальным капитаном корабля-на-неведомой-ёбаной-хуйне «Навуходоносора».

Тринити — ЕРЖ, одна из немногих женщин в команде. В Матрице одета в шмотки из блестящей кожи и нейлона, БДСМ-идеал. (А вне матрицы — они все одеты в серые рубища.) Умеет, разводя руки в стороны и изображая чёрную сороку, бить противников пяткой в лоб. Избранница Избранного. Алсо, обладательница ног в стиле «плоскогубцы».

Местный шут-циркач Агент Смит
Агент Смит — нелюдь в чёрном, бот-модератор, вирус-анонимус. Главный антагонист. Начинал как куратор ZOG, стал вирусом, закончил в Корзине. Путем самокопирования зохватил всю матрицу (хорошего человека должно быть много) и грозил уже умножить на ноль самого Главного Архитектора, если бы не Нео, вовремя разыгравший из себя мессию и принявший смерть на кибер-кресте во искупление грехов наших и спасший таким образом всех, включая оставшиеся в живых остатки человечества. Аминь †. Что, сука, интересно, Агент Смит — один из официальных ликов Анонимуса, благодаря своей многоликой безликости, мизантропии и способности создавать хайвмайнд. Играет Смита актёр Хьюго Уивинг, позже сыгравший в V for Vendetta анонимуса в маске Гая Фокса — персонажа, ставшего еще одним ликом© Анона. Уивинг — вообще специалист по игре всяких безликих — тот же Красный Череп из нового Капитана Америки, например.

Годная тема для холивара

Собственно сам сюжет второй и третьей частей. От когнитивности происходящего в фильме дотошному зрителю рвёт шаблон. Посему в различных фанфиках были рождены подпольные идеи, возможно где-то имевшие корни — дескать я знаю, как оно всё было, да.


Братьям попросту не хватило зелени на допил шедевра и сделали как есть. Изначально (раньше было лучше, таки да!) было две и более матриц, одна в другой (в качестве примера слоупокам подсовывалась матрёшка). Любые злопыхания всяких Морфиусов и Нео изначально обречены, поскольку действо изначально внутри матрицы. Любая их свобода — есть миф. Человек собаке друг машине раб, да. Под эту теорию аккуратно ложились перемещения Нео в «реальный» мир из матрицы без посредства различной тяжести введения зондов. Соответственно и Огент Смит полез на другой уровень матрицы примерно по той же теоретической составляющей. И да, дело таки запахло керосином и сдвинулось с мёртвой точки. Дальнейшее было предопределено — Нео должен был умереть, да. Как жопу ни рви, а со второго уровня матрицы спрыгивать некуда — все мирно сопят на разлапистых ёлках машинерии, да. Проснёшься неошкуренным щусёнком, оглянешься незрячими глазками да в розовой субстанции и утопят за ненадобностью, такие дела...

(Примерно Livejournal user icon.pngтак/300079Нео вырубал всю машинерию и ВНЕЗАПНО переносился к Архитектору, где с удивлением узнавал, что из Матрицы он и не вылезал и Матрица таки-продолжала его иметь, вместе с остальной командой. На прощание Архитектор обещал нашему «херою», что в Матрице 7.0 миром будет править любовь... после чего Томми Андерсон просыпается (да, не волнуйтесь, это только сон!), одевается и чешет на работу.). Занавес, титры.

Коронные фразы

Матрица ceotcndetn
Take the Blue, you’ll still be you,
Take the Red, you’re in a tub of goo
b
Хью Лори
тоже может сгибать ложки
  • «Wake up, Neo. The matrix has you» («Проснись, Нео. Матрица отымела имеет тебя») — ведущая фраза фильма, которая высвечивается перед главным героем, когда тот спит за компьютером. В русском языке превратилась в поговорку «матрица поимела тебя» где и была увековечена Гоблином. В официальном дубляже звучала «Ты увяз в матрице».
  • «Follow the white rabbit» («Следуй за белым кролем») — отсылка к Алисе в стране чудес. Алиса попала из реального мира в сказочную страну, следуя за Кроликом. Существует также одноименная команда говнарей в этой стране.
  • «Синяя или красная» — Морфеус предлагает Нео увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, проглотив которую Нео забудет всё, что с ним происходило, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. И он выбирает красную. Часто употребляется как синоним сильнодействующих галлюциногенных веществ, способных создать целую реальность в разжиженном мозге принявшего. Момент, когда Нео отражается в очках Морфеуса перед двумя таблетками, является наиболее частым объектом различных фотожаб. Хотя на самом деле это тоже малозаметная техдеталь, и заслуживает меметичности не больше чем машина с помощью которой они его откачивали, компьютер которым они его трассировали, и т. д. Нео и так собирался познакомиться с этими «таинственными дружелюбными людьми», таблетка не делала там погоду. Также занимательны могут быть дискуссии и срачи на тему «что бы произошло, если бы Нео сожрал обе таблетки, да ещё запил водярой.»
  • «Добро пожаловать в реальный мир». Призвана усилить когнитивный диссонанс, полученный Нео при осознании им того факта, что вот оно-то как мир устроен, оказывается, а он-то думал, что его прежняя реальность настоящая! К месту и не к месту лепится для придания фразе кровосрывного оттенка. Может означать как саркастичное «Здрасьте пжалста, а ты что, не знал?!», так и совершенно серьёзное «Вот видишь, это всё заговор, а власти скрывают!». Тащемта, перекликается с Масяньевским "Добро пожаловать в наш дерьмовый мир обратно!"
  • «Я знаю Кунг-фу — изумление Нео от осознания новых знаний после их прямой закачки в мозг с помощью информационных нанотехнологий. Иногда используется как эксплоитбл, например «я знаю php!». На что ожидается закономерный ответ Морфеуса: «ну-ка покажи!»
  • «The truth is that there is no spoon» (Правда в том, что (на самом деле) никакой ложки нет) — о сгибании обычной чайной ложки силой мысли. Имеется в виду философская идея, что «мы сами создаём действительность, в которой живём». Захочешь отказаться видеть прямые ложки — они погнутся. Позже Valve спиздили эту идею и всунули в свой Portal, однако с формулировкой «Тортик-ложь». Позже это стало любимым мемом, среди многих поклонников. В Heroes III и Warcraft III код «thereisnospoon» даёт бесконечную ману.

Bullet time

Уклонение от пуль à la Matrix в манге Dragon Ball (1984)

Спецэффект, логическое продолжение slo-mo (slow motion) — в народе иногда называется «замедленной съёмкой», которая в действительности является ускоренной, так как кинокамера делает от 50 до 1500 и более снимков в секунду вместо стандартных 24. (Этот спецэффект был известен ещё Мельесу, а в Европе и СССР поначалу назывался Zeitlupe — «лупа времени»).

Так вот «Матрица» пришлась по нраву всем творческим личностям во многом благодаря эффекту bullet time, когда время замедляется настолько, что прыгающие герои замирают в воздухе и видно как пуля летит, распространяя в воздухе ударную волну. И можно даже объехать всё это камерой и рассмотреть. Причём в силу особенности сюжета (управление действительностью), персонажи тут ещё и могут реагировать на события с такой же скоростью, и уворачиваются от этих пуль. Копиздить это начали творцы самых разных калибров и специальностей, да так усердно, что сферический в вакууме bullet time является обязательным атрибутом и знатного индийского блокбастера, и китайской мелодрамы.

Надо отметить, что совершенства в использовании эффекта slow motion в боевиках невозбранно достиг православный режиссер Джон Ву — задолго до этой вашей «Матрицы»[3]..

Кроме оригинального эффекта bullettime, «Матрица» значительно прибавила меметичности и простому slo-mo. Росли бюджеты, технические возможности и требовательность зрителя — сложные сцены, в том числе с переменной скоростью съёмки, стали возникать даже в небоевиках. Сегодня эффект «замедленного действия» прочно прописался в сериалах, рекламе, музыкальных клипах и видеоиграх, а видеолюбители из кожи вон лезут, чтобы его сымитировать. Да что уж там, даже наши теленищеброды в фильме «Родина ждёт» засветили этот эффект пару раз (на самом деле в этом фильме использованы ВСЕ визуальные эффекты последних блокбастеров, зачастую в ущерб смыслу, что доставляет).

Алсо, в своей рецензии «10 самых идиотских клише в фильмах» AVGN поставил на пятое место именно Bullet Time, сославшись на его засилье после выхода «Матрицы» (при этом так и назвав клише — «Пародия на Матрицу»).

Более или менее полный список есть в английской вики.

Шматрица

 
b
Magnify-clip.png
Версия Болливуда
b
Magnify-clip.png
И даже в Робоцыпе

В 2003 году Гоблин спиздил у хохлов смешной винрарный перевод фильма «Матрица». В нем Нео и прочие избранные показывались как сбежавшие из дурки психи, считающие, что Великая Отечественная война еще не закончилась. А администрация, стало быть, это злобные фошысты, пытающиеся вернуть больных обратно. Содержала множество отсылок к другим произведениям Гоблина, колоритных персонажей (вроде матерого шизофреника Матвея) и «характерный» саундтрек. Впрочем, популярности «смешно переведенной» серии Lord of the Rings не добилась и ныне почти забыта, хотя Анонимус все еще помнит…

Источники вдохновения

b
Вот и Андрей Кураев не смог пройти мимо
b
Вот и Ленин не смог пройти мимо, поздоровался
Только в нашем кинотеатре!
А где ты учил X, %username%?

Если бросить ПГС ненадолго и пойти перекурить, становится ясно, что вообще-то практически каждое произведение, независимо от жанра, было спизжено/клонировано/навеяно/несёт в себе элементы и т. д. чего-то, что уже было раньше. Даже Шекспир написал своего Гамлета на базе народной былины, а новозаветная история встречается в десятках религий под тем или иным соусом. Чем же Матрица заслужила такое внимание срывателей покровов? Да просто идеи солипсизма ещё никогда и нигде не были так популярны ранее, как в сабже и естественно многие об этом крыле философии узнали именно отсюда и зафиксировались на этом, а немного повзрослев, читнули книжец и ВНЕЗАПНО оказалось, что это Раскрывающее Глаза Произведение — далеко не первое!!!!!!111 Мир срочно должен узнать об этом! И они пишут в свои дневнечки, на уютненьких форумцах, в камменторезки всяких вротартов и (!) например на Лурчик свои откровения и разоблачения плагиата (слова трибут, отсылка или заимствование этим паладинам неизвестны). Вот как тут например ↓

  • Продюсер картины Джоэль Сильвер рассказывал в интервью, что все завертелось с того, что братья Вачовски пришли к нему с видеокассетой аниме «Призрак в доспехах» и показав вступительные титры с зелёными рассыпными буковками, сказали: «Мы хотим сделать это в реальности». В GitS'е же кроме заставки, присутствуют: грязный хак мозга, нейроразъёмы, тема сомнения в том, какая реальность реальная, вопрос «а может ли машина обладать душой?» (в манге ИИ не является чем-то особенным, а вот духовность механизмов…) и прочие мелочи. Во Матрицах 2-3 душу машин, впрочем, тоже затрагивают. Алсо, в первой части, при погоне агентов за Нео имеется момент, когда шальная пуля попадает на уличном рынке в арбуз. Идентичная сцена есть и в GITS (1995).
  • В британском телесериале Доктор Кто (1976 г.) зрителям был представлен суперкомпьютер Повелителей Времени, создававший виртуальную реальность и хранивший в себе сознания умерших (и не очень) Повелителей. Этот компьютер и звался Матрица.
  • Практически никому не известный, но невероятно винрарный фильм Райнера Фассбиндера «Мир на проводе» является источником большинства идей «Матрицы» — только там не просто реальность в реальности, а целая «матрёшка» миров. Оттуда же взята идея перехода из мира в мир через телефонную будку. «Мир на проводе» в свою очередь является экранизацией ещё менее известного протокиберпанк-романа.
  • Большое влияние оказали на экшен Матрицы Dragon Ball и Akira. В конце восьмидесятых и начале девяностых именно эти тайтлы пробились на запад и зохавали моски американских детей. Вачовски же тогда были акурат двадцатилетними бородатыми нердами, увлекавшимися аниме и AD&D. Особенно хорошо заметно влияние в последней части матрицы в финальной же битве, происходящей, в лучших DB-традициях, в воздухе на кулаках с огромным пафосом, превозмоганием и разрушением ландшафта.
  • Ещё раньше эту идею толкнул Станислав Лем в рассказе «Странные ящики профессора Коркорана» из цикла «Воспоминания Йона Тихого». В нём рассказано про изобретателя, который создал в своей лаборатории несколько ящиков, наделил их интеллектом и поселил в мир, подобный нашему. Каждый из жителей его мира считал свой мир настоящим, что, собственно, соответствует идее матрицы на все сто. Написано сие было где-то в 1960—1961 году, а идея зародилась, вероятно, ещё раньше. Алсо, идея прозвучала в «Футурологическом конгрессе», что как бэ намекает, что Вачовски чиста павезло. А ещё вероятнее, что, как потомственные поляки, родители давали им читать Лема еще в детстве.
  • В «Матрице» использованы несколько переработанные сцены из годного американо-австралийского кина «Темный Город», которое было снято на той же студии, что и "Матриц"а, но на год раньше. При чем, что характерно, повествует о герое, который в один прекрасный день обнаруживает, что мир вокруг него — обман, по городу ходят люди в черном, а оканчивается фильм эпичной дракой в воздухе. Ничего не напоминает?
  • В антиутопическом фильме «Шоу Трумэна» также присутствует идея избранного ГГ в искусственном мире, правда, без кибернетики и с актёрами вместо компьютерных программ.
  • Вообще подобные идеи (наш мир — иллюзия!) не являются редкостью у писателей-фантастов (см. «Свихнувшееся время» и «Убик» Ф. К. Дика). Сюда же можно добавить рассказ «Туннель под миром» Фредерика Пола, написанный ещё в 60-потёртом году. Также занимателен «Регулюм» Головачева. Даже у Пейсателя есть трилогия «Лабиринты отражений», во многом предсказывающая мир «Матрицы». Вариация концепции рукотворного мира, поддерживаемого компьютером и существующего параллельно с обычной реальностью, наиболее сильно повлиявшая на сабж, описана отцом всея киберпанка Уильямом Гибсоном в «трилогии Муравейника» («Sprawl trilogy»), иногда именуемой надмозгами «трилогией Киберпространства». Внезапное решение почитать «Город и звезды» тоже будет правильным.
Увековеченный архитектор
  • Дедушко Платон был наверно первым «на западе», кто изложил оригинальную концепцию в своей нетленке Диалог о пещере из всем известного трактата «Государство». Вот лишь короткая выдержка:

Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

  • Не менее первым был и дядюшка Декарт, задумавшийся над тем, что, возможно, весь мир — Матрица, а он не может гарантировать даже того, что всё существует. Разрешение когнитивного диссонанса с участием Великого Обманщика происходит через ПГМ, что огорчает атеистов.
  • Идея симуляции реальности позаимствована из книги Бодрийяра «Симулякры и симуляция», называемой иногда даже «Библией Матрицы». Помимо прямого её цитирования, в томе этой книги с прорезанными страницами Нео хранил хакерский софт и прочий варез.
  • Перед написанием второй и третьей части Вачовски сходили на тренинг личностного роста Landmark Education (ранее известный как Forum, ранее известный как est Training), из которого попиздили большую часть философских идей. В сюжет эти идеи были встроены весьма криво, поэтому в фильме перестали быть понятны и сюжет, и идеи. Людям, читавшим литературу по теме (например, книжку «Трансформация» Люка Рейнхарда), фильм становится несколько более понятным.
  • В индуизме есть идея материального мира как иллюзии — майи, которую человек должен преодолеть через духовное развитие и физические упражнения, в комплексе именуемых йогой. Выйдя из под влияния майи, человек обретает над ней полную власть (хождение по воде, неуязвимость, телепортация и т. д.). Примечательно, что братья Ваховски сделали индийскую мантру «Асато ма сат гамае», взятую из «Брихадараньяка-упанишада» саундтреком третьей части Матрицы. Цель которой достичь истины и освободить себя из западни майи.

Алсо

«

Нет, иное почему-то Слышал раненый боец. Молвил Теркин в ту минуту: «Мне — конец, войне — конец».

»
— Александр Твардовский. За 60 лет до Вачовских…
b
Матрица по-русски
  • Матрица — дважды занумерованное множество в алгебре. То есть таблица из чисел, или чего-то там ещё.
  • Матрица — двухмерный (и больше) массив в программировании[4].
  • Матрица — вогнутая часть формы, в которой пластическое тело формуется давлением.
  • Матрица — народное название оптического сенсора в цифровых фотокамерах.
  • Матрица — устройство коммутации аудиосигналов.
  • Матричный принтер — принтер, использующий прямоугольную матрицу печатающих элементов.
  • Матрицей коротко назывался переходящий сердечник лидеров автоботов из трансформеров. Полное название регалии — en.w:Matrix of Leadership.
  • Джон Матрикс (Matrix) — имя главгероя фильма «Коммандо» (в исполнении Арнольда Шварценеггера)
  • Matrix — сериал, в котором снималась Кэрри-Энн Мосс. Как ни странно, к той Матрице не имеет никакого отношения.
  • Хэккерам пришлась сильно по нраву сцена взлома электростанции в «Перезагрузке». Чуть ли не впервые в блокбастере показали сцену взлома без свистелок и перделок, а в виде черной иксовой консоли с башем и nmap-ом, как оно и бывает на самом деле.
  • Авторы сперва планировали, что машины будут присасываться к человеческим мозгам для улучшения собственных процессоров, но решили что такую заумь пипл не схавает. Но позже схавал в другом фильме и прочих играх, а в каком-то комиксе даже заявили, что это Морфеус плохо учил матчасть.
  • Главный Архитектор aka «Отец Матрицы» из второй части подозрительно похож на Винтона Серфа, что намекает. Кстати, было ли это простое совпадение или режиссерская задумка — неизвестно.
  • Существует аниме Animatrix, состоящее из нескольких короткометражек, закрывающих сюжетные дыры в фильмах и дополняющих их. Аниме официально признано, и во второй Матрице упоминаются сцены из него.
  • По ихнему Буржуйнету ходят слухи, что грядёт Матрица 4: Воскрешение.
  • В иконе киберпанка «Neuromancer» (и в сделанной под впечатлением киберпанково-фэнтезийной настольной ролевке Shadowrun) Матрицей невозбранно называются эти ваши интернеты.
  • В винрарном мультсериале «Reboot» (тоже своеобразная Матрица, но без людей, населённая исключительно ИИ) Матрикс — фамилия семьи ГГ.
  • Буквы «СМИТ» в раскладке «ЙЦУКЕН» идут по порядку. Nuff said.
  • В китайском прокате название фильма перевели как 黑客帝国 [hēikèdìguó] — Империя хакеров. Вся соль в том, что изначально hēikè означало курильщика опиума и лишь потом его стали использовать по созвучию для обозначения хакеров. Другими словами, название может переводиться как «Империя хакеров», так и «Империя наркоманов». В этом можно усмотреть намек на то, что Морфеус дал Нео не совсем те таблетки


Галерея


Ссылки

Примечания

  1. катаканой
  2. На самом деле, его имя неизвестно зрителю, а Morpheus — это кличка, как и Neo. А раз кличка, то её, по возможности можно переводить как Морфей, во-первых, ибо законы транскрибирования и, во-вторых, ибо отсылка к греческой мифологии (Морфей — бог сновидений), однако существует одноголосый перевод, где есть Нио, Морфей, Троица и даже Шифровальщик.
  3. Технической находкой Вачовских стало использование нескольких десятков цифровых фотокамер с одновременным или последовательным спуском; падающая цена на цифрозеркалки сделала данный приём широко доступным уже к середине нулевых (собственно, гораздо больше проблем представляет соблюдение условий хромакея («зелёной комнаты») при сложных «облётах»).
  4. Это и есть та самая, блядь, «таблица из чисел» в алгебре, просто быдлокодеры не могут отождествить одно с другим, поскольку алгебру в унвере благополучно проебали